Строительство Карталы, часть 1
Строительство г. Карталы
Центром строительства была станция Карталы.
Здание вокзала
Попробуем сделать хронологию постройки города Карталы, используя имеющиеся фотографии (Полтавку и Угольные копи пропускаем – это отдельная тема).
В 1917 г. Карталы были разделены на три острова — на севере станица Полтавская, южнее — станция Карталы (восемь одноэтажных зданий и три ж.д. пути), а к западу от Карталов находились угольные копи.
Школьница (женщины все в платках, мужчины в фуражках и кепках) пришла посмотреть закладку первого камня, стрижка короткая.
В 1917 году школьную форму отменили, посчитав её пережитком буржуазного прошлого. Но истинной причиной было финансовое неблагополучие людей, которые зачастую не могли купить даже обычную одежду, не то что школьную форму.
Школьная форма появилась в России снова лишь в 1948 году, причём она очень напоминала предыдущую (царскую).
В состав формы железнодорожников в середине 20-х гг. входили следующие предметы:
— фуражка черного цвета, без кантов с широким лакированным фибровым козырьком; на околыше крепилась железнодорожная эмблема — перекрещенные топор и якорь белого металла, на верхней части околыша крепилась цветная лента, обозначавшая принадлежность к той или иной службе; летом на тулью надевался красный чехол; у начальников станций и дежурных по станции — тулья красного цвета.
— тужурка суконная черного цвета (летняя — из черного или белого х/б), закрытая, однобортная на пяти белых пуговицах (на пуговицах — топор и якорь), с двумя нагрудными карманами, с отложным воротником с петлицами на углах воротника (как на красноармейских шинелях), для службы эксплуатации — темно-малинового цвета, для службы тяги — синего, на петлицах — шифровки с обозначением дороги. На левом рукаве располагались нашивки белого галуна.
При исполнении служебных обязанностей работники железной дроги обязаны были носить бляхи белого металла с обозначением дороги с указанием названия дороги, должности и номера.
Состав рабочих на строительстве (да и у нас) постоянно менялся из – за текучести кадров, не смотря на принимаемые меры по выявлению причин, которые способствовали текучести «рабсилы», а именно: состояние жилищ, необеспеченность коммунальным оборудованием, неудовлетворительная работа столовых, распредов, бань и т. д.
Вот некоторые примеры, которые дают представление об условиях, в которых возводился будущий комбинат. Так только за май 1932 года «на строительство прибыло 6462 человека, а убыло 8653». Согласно анализу текучести рабочей силы 30% составляли сбежавшие со стройки, 32% — уезжали в связи с окончанием срока вербовки, 20% — по собственному желанию.
Вербовка рабочих на строительство шла через «особо уполномоченных управлением Строительства» в отведённых Магнитострою областях и районах Нижегородского края, Левобережья Средней Волги, Западной области, Татарской и Башкирской Республиках.
В качестве рабочей силы на важные объекты, такие как домна №2, прокат, мартен направлялись и спецпереселенцы.
На станции Карталы в течение 1931 года были приняты в эксплуатацию: бригадный дом, товарная контора, материальный склад, несколько жилых домов и вокзальное здание.
Здание хирургии
Здание амбулатории (на площади Ленина), потом – хирургии. Первомай, на демонстрацию собрались, солнышко светит, 1936 г.
В пятидесятые годы в этом здании, где потом стала хирургия, была терапия. Я там лежал с воспалением легких. Здание было одноэтажным из красного кирпича, это потом надстроили второй этаж.
Здание школы №35 — роддома
После постановлений ЦК ВКП (б) 30-х годов девятилетняя школа реорганизуется в 1936 г. в среднюю школу (десятилетку). Первый выпуск из средней школы (в РСФСР) был сделан в 1936 г.
Это на фотографии бывшая школа №35, потом рядом построят железнодорожную больницу и, через несколько десятков лет, школу присоединят к больнице. В ней сейчас роддом.
Школа (потом уже начальная, после постройки в 1936 г. школы №34 (17)) здесь была где-то до 1958—1959 гг.
1-й магазин, дом НОДа
По-моему, здание на заднем плане — это ж/д больница, к которой в 60-е годы был пристроен терапевтический корпус. А само фото довоенное, где-то конец 30-х годов.
А на переднем плане сквер привокзальной площади.
Почему «1-й магазин», а вот почему:
Тридцатые годы — это бурный рост города. В 1935—1938 годах в Карталах развернулось крупное жилищное строительство. Новыми двух- и трехэтажными домами была застроена значительная часть улицы Пушкина. Трехэтажные дома № 6, 10, 12 — это первые многоэтажные здания города.
Школа №34 (сейчас №17)
В 1936 году в самом центре рабочего поселка Карталы было построено новое, двухэтажное красивое здание школы № 34 (сейчас в этом здании находится школа № 17). Первый директор школы — Осолихин Иван Павлович. Первые выпускники вышли из стен школы в 1937 году.
Слева одноэтажное крыло — это столовая. Значит снято со стороны отделения дороги. Вход — справа.
Роддом (самый дальний домик справа) был в одно-этажном здании во дворе школы №17 (35) -раньше «Девятилетка», а в самом углу который к самому парку был морг (это ближний одноэтажный домик). Старшие классы учились в школе №34 (где сейчас №17).
Для сравнения современное фото.
Клуб им. Андреева
Известно, что с 30-х по 60–е годы ХХ века клуб носил имя Андрея Андреевича Андреева — Народного Комиссара путей сообщения (1931—1935 гг.). Об этом упоминается в книге историка-краеведа Н.В.Булучевского «Из истории родного края».
Строительство здания ДК началось в 1933 г. Открытие клуба состоялось в 1938 г. Первым директором клуба была О.Ф.Киселева. В конце 1950 г. здание клуба реконструировано. Был построен новый киноконцертный зал. В 1969 г. к клубу железнодорожников пристроено новое крыло, в котором разместились малый кинозал, библиотека, репетиционные комнаты.
Проблема с жильём
Жилья не хватало. Кто-то жил в частных домах.
Из таких домиков были построены целые городки, где жили железнодорожники, машинисты паровозов и др. См. фото ниже (они и сейчас есть).
Фото с переходного моста на станцию. Справа видно уже построенные здания ЭЧ-7. На станции стоят в отстое вагоны старых типов. 1969—1970 гг. Фото А. Овчинникова.
Кто-то жил в саманных бараках.