Школы г. Карталы, часть 2
Продолжаем, школы г. Карталы.
Школа №34
За школой № 17 по улице Орджоникидзе в типовом здании железнодорожной школы расположилась школа № 34 (теперь № 45).
За прошедшие годы школа помещалась в здании старой вечерней школы по улице Пушкина, в здании нынешней школы № 17. Дата основания школы – 1934 год. Первый выпуск – 1937 год.
В 1967 году 2-м строительным участком Южно-Уральской железной дороги, возглавляемым замечательным строителем А.Г. Шаховым, строительство школы было завершено.
Сбор макулатуры за школой №34, макулатуру складировали в теплице, 1968—1969 гг. Фото А. Овчинникова.
Директорами школы были её выпускники: Г. М. Клишас, Н. Г. Бушуева, Ю. А. Гречущев. Учителя школы: В.Б. Березан, Ф.С. Гриб, А.Ф. Шрамко.
Школа № 131
Здание школы было построено в 1951 году на месте колхозного рынка. В школе было 5 классов. В каждый последующий год добавлялось по одному классу.
В 1956 году школе № 131 присваивается статус средней школы. Рабочий городок расстраивался. Росло детское население, строилась и школа. К 1сентября 1962 года был построен спортивный зал, а в 1968 году учебные мастерские и столовая.
Школой руководили талантливые и преданные своему делу люди: Г. М. Клишас, Л.Е.Гурьев, И. Л. Каунов, Н. В. Мищенко, В. И. Вдовин, Н. С. Сидорова, а с 1996 года – Н. А. Кириллова.
Каждый из них внёс свою лепту в строительство и ремонт здания, организацию школьной жизни.
Школа богата замечательными традициями. Одна из них – Заслоновское движение (руководитель Г. И. Захарченко). В школе собран огромный материал о партизанах отряда Заслонова. В 1970 году на 4 слёте заслоновцев в Ленинграде школа № 131 была принята в Республику Заслоновцев. Каждый год в ноябре проходит заслоновская неделя.
Школа № 31
В 60-е годы заметно увеличилось количество детей, проживающих на близлежащих линейных станциях, где дети железнодорожников не имели возможность учиться. Остро встал вопрос о школе-интернате. И такая школа-интернат № 4 в 1962 году была построена. Расположена она на улице Карташева, дом 12а.
Первым директором школы-интерната был А. И. Борисенко- учитель истории, а завучем М. Г. Чумак — учитель истории. В интернате жили и учились дети железнодорожников с небольших станций Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги, всего около трёхсот учащихся. В центральном корпусе трёхэтажного здания школы были оборудованы учебные кабинеты, а в правом и левом крыльях располагались спальные корпуса.
В каждом классе был воспитатель. Он исполнял обязанности в вечернее время. Занимался с проживающими во неурочное время. В школе №34 тоже был интернат, в здании, где сейчас начальные классы.
В 1983 году интернат был закрыт. А школа получила статус – средняя школа № 31 с продленным днём. В это же время был построен картодром и военная площадка.
Бывшие школы
Начальная школа №125
Здесь была начальная школа №125 (в пристрое к зданию отделения дороги) пока не построили школу №34 (17) (учились с 1-го по 4-й класс). Строится здание машинно-счётного бюро. 1969 г. Фото А. Овчинникова.
Школьники школы №125, 1967 г. Фото А. Овчинникова.
Начальная школа №125 и вид на строящуюся школу №34, 1967 г. Фото А. Овчинникова.
Я начинала учиться в школе № 125. Первая учительница у нас была Клавдия Ивановна Зацепина. Всегда была строго одета в коричневом платье с белым воротничком. И нам разрешалось ходить только с коричневыми или черными бантиками. Мальчики были пострижены наголо и только отличник у нас был Саша Шубин мог оставлять на голове чубчик.
У меня была Саблина Нина Васильевна, а директор 125-й школы в то время был Карп Тимофеевич, фамилию забыл.
Начальная школа №126
Школа открылась в 1961 г. Первым директором была Ираида Максимовна Попова.
Начальная школа №4
С 1-го по 3-й класс на 2-х Карталах была начальная школа, на бугре. В школу №19 со 2-х Карталов ходили после начальной школы в 4 класс.
Восьмилетняя школа №19, это рядом со школой №31, потом УПК
С момента постройки и открытия в 1956 г. школа носила №4 и была восьмилеткой. На почтовом в бараке тоже была начальная школа №4 — филиал от этой основной (см. фото выше). Проучившись в начальной школе на «почтовке», после окончания 4-го класса ученики переходили в эту школу.
Спустя 6 лет она была перенумерована в школу №19 после постройки рядом в 1962 г. соседней школы-интерната (которая сейчас №31), которой отдали номер №4.
Рассказ «Петровича»:
По сравнению с школой №17-ой, 19-ая была в 4 раза меньше по количеству учащихся, закрыли её в 1979 году. Всех учащихся перевели в соседнюю школу-интернат №4.
У каждой школы были свои шефы. У 19-ой – Локомотивное депо. Над классами шефствовали разные цеха. У моего класса был цех КИП. Очень даже хорошо дружили. Проводили совместные праздники, торжества. Класс делили по дням рождения (весенние, летние, осенние, зимние) и отмечали с шефами именинников каждый сезон с вручением ценных подарков.
После закрытия школы №19, Отделение дороги (НОД-5) организовало в этом здании Межшкольный учебно-производственный комбинат. Туда ходили все учащиеся железнодорожных средних школ 9-10 классы раз в неделю. У каждой школы был свой день. Получали рабочие специальности с вручением удостоверений. Кроме школ № 34, 4, 131 УПК посещали учащиеся средней железнодорожной школы ст. Зааятская.
За обучение по специальностям отвечали предприятия НОД-5. Слесарей-инструментальщиков обучало Вагонное депо, слесарей по ремонту промоборудования-Локомотивное депо. Столяров-плотников готовило НГЧ. Девушек учили на продавцов и поваров-кулинаров. По окончании курса обучения создавались квалификационные комиссии, проверяли качество знаний и вручали свидетельства. Они котировались при приемке на работу. Присваивался квалификационный разряд по специальности.
На берегу Мазутки в саманном бараке располагалась начальная школа №42
Здание школы №42 в саманном бараке на берегу Мазутки (здание не сохранилось), 1960 г. Фото предоставил А. Кожевников.
Ученики школы №42, начало 60-х. Фото предоставил А. Кожевников.
Эпилог
В 30-е годы, когда строили станцию Карталы, три улицы получили названия имени Луначарского, Просвещения (сейчас Ленина), имени А. С. Пушкина. Если вдуматься в эти три наименования, то приходишь к выводу, что первые строители мечтали видеть Карталы культурным и просвещенным городом.
К этим двум целям нам и надо стремиться, выполняя пожелания первых строителей.
Присылайте описания, старые фото школ, опубликуем.
В статье использованы материалы Беловой Л.А. МОУ СОШ №31. Поблагодарим её за проделанную работу.