Обретенное место часовни
Александр Ярошецкий
Обретенное место часовни.
В апреле 2020 г. известный оренбургский историк Владимир Геннадьевич Семёнов поделился очень ценным и важным документом. Далее следует текст этого документа — Приказа № 275 по Оренбургскому Казачьему Войску от 4 мая 1895 г.
«В Главное управление казачьих войск были представлены приговора жителей станичных юртов: Великопетровского, Степного, Березинского, Магнитного, Верхнеуральского, Варшавского, Кизильского, Кваркенского и Николаевского и Георгиевского посёлка Варшавской станицы, из которых видно, что жители названных юртов, отслужив в местных церквах молебны о ниспослании Его Императорскому Величеству и Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Фёдоровне долгих и счастливых лет семейной жизни и Царствования на славу Отечеству, ходатайствуют повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданническую благодарность за сложение, по случаю состоявшегося Бракосочетания Его Императорского Величества, половины долгов, оставшихся за населением войска к 14 ноября 1894 года по ссудам, выданным из продовольственных капиталов по случаю не урожая в 1891 и 1892 годах.
Лауриц Туксен. Свадьба цесаревича Николая II (1895).
Вместе с тем, общества названных юртов, в ознаменование Бракосочетания Его Императорского Величества, настоящими их приговорами постановили:
Великопетровское общество: 1) ежегодно 14 ноября собираться всем выборным станичного юрта в станицу Великопетровскую и служить Господу Богу молебен о ниспослании здравия и благоденствия Его Императорскому Величеству, Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Александре Феодоровне, Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу, Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне и всему Царствующему Дому. Местом для сего молебна избрали водный ключ, исходящий в двух верстах к северу от посёлка Великопетровского, на котором определили устроить из свободных юртовых сумм каменную часовню, и 2) на сделанное всем юртом пожертвование приобрести всем жителям посёлка Варнинского, магометанского исповедания, священную книгу – коран, а православным две иконы с ликами святых: Николая Чудотворца и Царицы Александры. Иконы эти поставить в Великопетровской Петропавловской церкви и 14 ноября каждого года служить пред ними молебны на определённом в 1 пункте месте; коран же передать в одну из соборных мечетей Варнинского посёлка»[1].
«…На всеподданнейшем докладе Военного Министра приговоров станичных юртов: Великопетровского, Степного, Березинского, Магнитного, Верхнеуральского, Варшавского и Кизильского Государю Императору благоугодно было собственноручно начертать: « Искренно благодарим»[2].
Здесь необходимо дать некоторые пояснения. 20 октября 1894 г. скончался Государь Император Александр III-й. Спустя несколько дней после его кончины и вступления на престол Николая II-го был обнародован высочайший манифест 21 октября 1894 г. (в этот же день приносилась присяга сановниками, чиновниками, придворными и в войсках). 14 ноября 1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца новый Государь Император сочетался браком с Великой княжной Александрой Фёдоровной [3].
Женитьба последнего российского императора Николая II-го запомнилась очень многим людям. И не роскошью, а тем, что свадьба наложилась на похороны. В апреле 1894 г. состоялась помолвка цесаревича Николая Александровича и принцессы Гессен-Дармштадской Аликс. Тогда цесаревич подарил принцессе обручальное кольцо с розовым жемчугом. Гофмаршальская часть, извещенная об этом событии, уже 11 апреля 1894 г. создает комиссию по подготовке к бракосочетанию. Комиссия начинает активную работу: составляются списки гостей, формируются сметы расходов, начинают заказываться вещи, требовавшие длительного времени на их изготовление. В мае составлен проект Манифеста по случаю бракосочетания. Комиссия перешла к проработке обычных «милостей», должных войти в манифест.
14 ноября 1894 г. в большой Церкви Зимнего дворца в атмосфере глубокого траура по поводу кончины императора Александра III состоялась скромная церемония бракосочетания императора Николая II с Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрис, принцессой Гессен-Дармштадтской. Николай был в гусарской форме, Алиса надела серебряное платье с бриллиантовым ожерельем, сверху была наброшена золотая парчовая мантия, подбитая горностаем, с длинным шлейфом. Бриллиантовая корона украшала её голову. Церемония бракосочетания совпала с днем рождения матери царя, Императрицы Марии Фёдоровны, когда православная традиция позволяла ослабить строгий траур.
В Придворный собор из Кладовой Камерального отделения были привезены вещи, необходимые для бракосочетания: образ Спаса Нерукотворного, в золотом окладе и ризе с сиянием из драгоценных камней; образ Федоровской Божией Матери в золотом окладе с сиянием из драгоценных камней; два обручальных кольца с двумя солитерами в одном футляре; серебряное блюдо с солонкою. Не надо было приглашать гостей, поскольку множество первых лиц Европейских домов оставались в Петербурге после похорон Александра III. И хотя заявлялось, что среди гостей будут только самые близкие, но тем не менее Большой собор Зимнего дворца был буквально забит родственниками, высокими гостями и сановниками[4].
Итак, в честь этого бракосочетания был обнародован заранее подготовленный «Высочайший Манифест о Всемилостивейше дарованных милостях и облегчениях по случаю бракосочетанию Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича». Начинался этот документ словами: «Следуя заветам Венценосных Предков, Мы сочли за благо ознаменовать торжество Бракосочетания Нашего делами милосердия и любви»[5].
Простому народу, в числе которых числилось и казачье сословие, это царственное бракосочетание запомнилось торжественными благодарственными молебнами по всем храмам Российской империи, и конечно же, «дарованными милостями и облегчениями». На примере Приказа № 275 по ОКВ от 4 мая 1895 г. хорошо видно, с какой благодарностью Богу и Царю казачество откликнулось на списание половины долгов. Казаки Великопетровского станичного юрта постановляют ежегодно 14 ноября собираться всем выборным станичного юрта в станицу Великопетровскую и служить Господу Богу молебен. А местом для этого молебна избрали водный ключ, в двух верстах к северу от посёлка Великопетровского, на котором определили устроить из свободных юртовых сумм каменную часовню.
Илья Репин. Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894.
Поразительным откровением для многих стало еще одно постановление казаков Великопетровского станичного юрта, под № 2: «На сделанное всем юртом пожертвование приобрести всем жителям посёлка Варнинского, магометанского исповедания, священную книгу – коран. (…) Коран же передать в одну из соборных мечетей Варнинского посёлка». Варнинский поселок был единственным в Великопетровской станице, где большинство казаков было магометанского исповедания. Известно, что уже в ХIХ веке там были построены и действовали три мечети. С какой же любовью и братской казачьей дружбой большинство православных казаков Великопетровского станичного юрта позаботилось о казаках-мусульманах. Это свидетельствует о давних добрососедских, братских отношениях. Казаки вместе воевали и знали не понаслышке, что такое братская взаимовыручка.
В Великопетровский станичный юрт (по данным 1900 г.) входили: поселок Великопетровский (число дворов — 251, общее число людей – 1806), поселок Варнинский (число дворов — 290, общее число людей – 2785), поселок Парижский (число дворов — 268, общее число людей – 1909), поселок Полтавский (число дворов — 258, общее число людей – 1742), поселок Аннинский (число дворов — 147, общее число людей – 873), поселок Толстинский (число дворов — 75, общее число людей – 498), а также хутор Бородина (8 дворов, 56 чел.), хутор Быкова (12 дворов, 133 чел.), хутор Григорьевский (27 дворов, 213 чел.), хутор Кочуровский 1-й (20 дворов, 148 чел.), хутор Кочуровский 2-й (16 дворов, 132 чел.) и хутор Усмановский (13 дворов, 118 чел.)[6].
Таким образом, выборные казаки из Великопетровского, Варнинского, Парижского, Полтавского, Аннинского и Толстинского поселков должны были, начиная с 1895 г., каждый год 14 ноября собираться к каменной часовне у родника на молебен. 14 ноября или 27 ноября по новому стилю – это в наших краях уже практически наступившая зима. В этот день Церковь отмечает ежегодно память св. апостола Филиппа и он еще именуется Заговеньем на Рождественский (Филиппов) пост. То есть – это последний день перед началом длительного Рождественского поста.
Старинные иконы св. Николая Чудотворца и св. Царицы Александры подобные тем 2-м иконам из Великопетровской церкви утерянным в годы лихолетья.
Людмила Александровна Новожилова, челябинский историк и краевед, поделилась предоставленными ей вышеприведенными данными с другими краеведами и историками. Сразу же возникло желание поискать и найти место, где находилась каменная часовня. Благо, что дана была в описании точная ориентировка – «водный ключ, в двух верстах к северу от посёлка Великопетровского». Людмила Новожилова смогла приехать на родину своих предков, в Великопетровку, накануне Вознесения Господня. Она обратилась за помощью к своим родственникам, в частности к Владимиру Ивановичу Артемьеву, сотруднику Великопетровского лесничества, потомку великопетровских казаков Осинцевых, Артемьевых, Сторожевых.
И он нашел это место. Что знаменательно – на великий праздник Вознесения Господня. В березовом колке, возле заросшего родника, была найдена насыпь искусственного происхождения с остатками каменного фундамента. Это место было обозначено металлическим памятником с крестиком, который кто-то здесь поставил. Местные старожилы помнят, как говорили уже ушедшие в мир иной люди о часовенке. Выяснилось, что некоторые великопетровцы знали об этом роднике, но не предполагали, что именно здесь находилась когда-то каменная часовня. Пока неизвестно точно, в честь кого именовалась часовня. Весьма возможно, что Никольская. В честь именного покровителя Императора Николая II-го – святого Николая Чудотворца.
Место, где находилась каменная часовня.
В этот же праздничный день, 28 мая 2020 г. был оповещен о радостной находке благочинный Карталинского округа, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в г. Карталы и Петропавловского храма в Великопетровке, иеромонах Евфимий (Агеев). На следующий день, 29 мая, он лично приехал на место возле родника и отслужил молебен. Впервые за многие десятилетия на этом святом месте было проведено богослужение. Духовную радость, неземную тишину и трепет, которую ощутили немногие присутствовавшие при этом, сложно передать словами. Отец Евфимий в проповеди сказал: «В определенный день, раз в году собирались здесь казаки со всех округ. Хотелось бы, чтобы это вошло и нам в правило, потомкам. Слава Богу, начало положено! Остатки фундамента часовни обретены! Хотелось бы, чтобы возродился и родник. Но это всё ещё впереди. Предстоит много ещё сделать. Дай Бог, чтобы нашлись люди, которые всё это поддержали!».
12 июня 2020 г.
[1] Приказ № 275 по ОКВ. 4 мая 1895 г. Приказы по ОКВ. Оренбург, 1895. С. 241-242.
[2] Приказ № 275 по ОКВ. 4 мая 1895 г. Приказы по ОКВ. Оренбург, 1895. С. 243.
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_II
[4] https://elitsy.ru/communities/102306/888889/
[5] https://russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1894_11_14_02
[6] Списки населенных мест Оренбургской губернии. Оренбург: Издание Оренбургского губернского статистического комитета, 1901.