Л. А. Новожилова. Уфимское прошлое казаков станицы Великопетровской
Посвящается Дню героев Отечества (9 декабря)
Л. А. Новожилова
Уфимское прошлое казаков станицы Великопетровской
В 2024 г. столица Башкортостана Уфа отпразднует 450-летний юбилей[1]. Такой же юбилей отметит и оренбургское казачество, ведь его старшинство официально исчисляется с основания Уфимского укрепления[2]. «В 1574 году, по повелению царя воевода Иван Нагой построил при реках Белой Воложке и Уфе детинец (острожек) Уфу, и заселил его прибывшими с ним служилыми людьми: боярскими людьми, стрельцами, пушкарями, подъячими, городовыми казаками и пашенными крестьянами, которые тогда же поверстаны в казачью службу»[3].
Нагрудный знак ОКВ с указанием «1574». Из открытых источников.
Интерес к теме неслучаен: наши предки из числа первопоселенцев Велико-Петровской станицы[4] считали своей родиной именно Уфу. Основой для сверки фамилий являлась «Ведомость жителям Велико-Петровского станичного округа принадлежащим приходом предположенной к постройке в станице Велико-Петровской церкви» (1845)[5].
«Городовые казаки получили название «уфимских казаков», вместе с другими служилыми людьми составляли Уфимский городовой полк, состоящий в распоряжении уфимского воеводы, управлялись своими атаманами, выбираемыми казачьим кругом и получали пастбища, сенокосы, провиант и жалованье деньгами»[6].
Известные по «Ведомости…» казачьи фамилии встречаются не единично, а «россыпью» в опубликованных документах XVII в. с упоминанием стрельцов и казаков[7]. Среди фамилий отставных стрельцов, живущих в пригороде: «Антошка Шелаумов[8], отставленой уфинской стрелец»[9]. В «Списке уфимским конным казакам, которым ехать на Государеву службу в село Архангельское на Бирь» (1667[10]) упоминаются персоналии: Иван Подставкой[11], Кузма Малханов, Арист Вязмитин[12], Овдаким Елистратов, Степан Коркин, Сергей Попов, Фёдор Чючин[13]. В «Росписи Имянным конным стрельцам, которым ехать на Бирь»: Осип Киржацкий, Михайла и Астафей Вязмитиновы, Василий и Андрей Милеевы[14]. Среди десяти казаков, назначенных в караул у приказной избы – Фёдор Киржацкой. На дворе в денщиках – Дмитрий Попов. В «Росписи пешим стрельцам, которым ехать на Бирь для городского дела»: Пётр Тараборский, Иван Вязмитинов, Андрей Казанцов, Артемий Калинин, десятник Иван Москвитинов[15]. (Последняя фамилия содержит указание на Москву: «московит» – человек из Москвы).
Первые данные о численности казаков относятся к 1681 г., тогда в пограничной крепости служило 107 детей боярских, 754 стрельца, 165 казаков[16].
Состав казаков менялся в связи со строительством новых крепостей. «В 1735 г. уфимские и самарские казаки участвуют в отряде на р. Орь и в постройке на ней крепости, первоначальный г. Оренбург[17], для содержания в подданстве киргизской орды и для безопасной торговли, 158 уфимских казаков оставлены в крепости, в составе гарнизона»[18]. В 1743 г. был заложен Оренбург на р. Яик, построена Оренбургская казачья слобода (Форштадт), в числе переведённых – 150 уфимских казаков.
В 1748 г. все уфимские казаки причислены к Оренбургскому нерегулярному казачьему войску. По первому штату 1755 г. в Уфе предполагалось иметь 250 маложалованных казаков[19]. В 1768 г. Иван Шелаумов, атаман уфимских казаков, докладывал в войсковую канцелярию о следующем численном составе: «Атаман 1, сотник 1, писарь 1, урядников 5, капралов 6, рядовых 136, а всего 150, сверх того – отставных: урядников – 3, рядовых – 102 и малолетних – 333, итого всех званий – 590. Вместе с женщинами и девочками казачье население составляло около 1200 человек»[20]. Как писал Стариков Ф. М.: «Все казаки служили до тех пор, пока были в силах; в отставку увольнялись только лишь за увечьем и дряхлостью»[21].
...Читаем у Р. Г. Игнатьева: «1797 <…> Сформирован в Уфе казачий полк по образцу Донского войска»[22]. Замечу, что в 1798 г. были учреждены кантоны на территории ОКВ, Уфа вошла в 3-й кантон[23], поселения казаков стали официально именоваться «станицами». В монографии А. И. Кортунова приводится «Формулярный список о службе и прочем Оренбургского казачьего войска старшин и нижних чинов», учинённый 1 января 1798 г. [24] из фонда РГВИА[25].
Документ начинается с упоминания войскового атамана, 62-летнего полковника Андрея Углецкого[26], его же подписью заверен весь формулярный список командного состава станиц. Под № 243 указан подпоручик и атаман Василий Ветошников (30 лет)[27]. Находим список 26 чинов Уфимской станицы, выделяем 11 фамилий, уже знакомых по ведомости 1845 г[28]. Сотники: Сергей Асинцев (50 лет)[29]; Александр Вязмитинов (32 года); Иван Бахметев (29 лет). Хорунжие: Дмитрий Шешминцев (37 лет); Иван Подставкин (33 года). Урядники: Иван Шешминцев (47 лет); Борис Шелаумов (32 года). Капралы:[30] Иван Московитин (45 лет); Иван Дмитриев (36 лет); Степан Домашков (32 года); Иван Попов (25 лет). Фамилии 11 казаков из 26 вышеперечисленных в этом списке встречаются в документах уже великопетровского периода. Возрастные (старше 35 лет) могли просто не дожить до «престарелости» и «дряхлости» (75-90 лет). В списке первых великопетровцев упоминаются казачки-вдовы: Татьяна Шешминцева, Василиса Подставкина, Степанида Москвитинова. Предположим, что больные и старые могли быть оставлены в Уфе с другими родственниками, не попавшими в список на переселение[31].
Уфа. Вид с Усольской горы. 1902 г. Из открытых источников.
Метрические книги
«В конце XVIII века Уфа располагалась по берегам р. Сутолоки у её впадения в р. Белую и состояла из 32 улиц, переулков и слобод»[32]. На карте города меня заинтересовали ул. Посадская в районе старой Уфы. Интересно было найти в современном городе место проживания предков-казаков. Именно в этом районе находились старинные церкви: Троицкая[33], Покровская, Сергиевская.
Посещение Покровской церкви заслуживает отдельного описания, именно после посещения храма и участия в крестном ходе возникло желание заказать архивное дело «Метрические книги Покровской церкви» из фонда НАРБ. Была удивлена находке: при расшифровке трудночитаемого титула оказалось, что первой была подшита метрическая книга Градо-Уфимской Николаевской церкви на 1809 год[34], данная приходу духовной консисторией. На сайте Покровской церкви прочту: «Две парные деревянные церкви Покровская и Никольская стояли на месте нынешней Покровской церкви в начале Сибирской дороги с 1590-х гг. Вокруг образовывалась Покровская слобода — поселение русских православных горожан, изначально входящих в этот приход. Покровская слобода включала в себя низ Успенской улицы, начало Сибирской дороги и окрестности. Постепенно Сибирская дорога стала улицей Сибирской. Два первых столетия истории прихода покрыты мраком, архивов не сохранилось. В конце XVIII — начале XIX в. холодная Покровская (большая церковь) за ветхостью была снесена, а тёплая Никольская (малая) сгорела от забытой копеечной свечи в Пасху 1808 года»[35]. (Остается вопрос: церковь Никольская сгорела, церковь Покровская уже к этому времени была снесена, её вновь отстроят к 1823 г., а где же велись службы?)
Первая часть посвящена родившимся в 1809 г. 20 марта родился (крещён 21-го) Василий, сын казака Петра Клементьева. Восприемники: «Канцелярист Петр Тимофеев Мурзаков и солдатская дочь Прасковья Андреева»[36]. 28 апреля родился (крещён 30-го) Афанасий, сын казака Андрея Москвитинова. Восприемники: казак [Иоанн] Белышев и казачья жена Васса Васильева Иванцова[37]. (Василиса Иванцова упоминается в 1845 г. как «казачья вдова» в числе первопоселенцев)[38]. 23 мая родился Егорий, сын казака Ивана Карабаева. Среди записей о родившихся упоминается Акулина, дочь казака Степана Васильева; Михаил, сын казака Петра Степанова Котловцева[39] (восприемники – купец Георгий Матвеев [Котлин] и казачья дочь, Екатерина Петрова Котловцева); Степанида, дочь казака Сергея Васильева Колокольцева.
Третья часть посвящена умершим, название одной из колонок – «Кто именно помер». 14 февраля 1809 г. – «казачий капрал Борис Иванов Шелаумов с покаянием, 44 лет»[40]. 24 мая – «отставного казака Петра Иванова Москвитинова дворовая женка[41] Наталья Яковлева с покаянием, 24 лет». 1 октября – «у казака Ивана Карабаева сын Георгий, 7 месяцев» (см. выше о нём). 3 октября – «у казака Ивана Семенова Добрынина дочь Васса»; 8 ноября – «у казака Якова Андреева сын Василий, 12 лет». 18 ноября – «у вдовы казачьей жены Устиньи Степановой Домашневой сын Николай, 4 лет».
Покровская церковь. Уфа. 2023 г. Фото автора
В метрической книге Свято-Сергиевской церкви уже на первой странице в записи № 2 от 25 января 1822 г. упоминается родившаяся и крещенная в тот же день Мария, дочь казака Ивана Кадошникова. Среди восприемников – казак Иван Петров Головин[42]. Он же упоминается под номером 20 в ведомости 1845 г. Казаки Кадошниковы также упоминаются среди первопоселенцев: Степан (№ 17) и Фёдор (№ 36).
Далее – выписки из метрической книги 1840 г. о казаках – прихожанах Успенской церкви[43]. Запись под № 18: родилась 9 февраля (крещена 12-го) Евдокия. Данные о родителях: «Уфимской станицы служащий казак Прохор Николаев Киржацкий и законная его жена Анна Семёнова, оба православного вероисповедания». Данные о восприемниках: «Той же станицы служащий казак Василий Николаев Киржацкий и казака Семена Никитина Колокольцова жена Екатерина Васильева»[44]. В записи под № 21 от 3 марта упоминается Василий, сын уфимского мещанина, а восприемниками были отставной солдат Иван Михайлов и уфимского казака Алексея Клементьева дочь девица Маримиана[45]. 23 (26 мая) родилась (крещена) Агриппина, дочь Уфимской станицы служащего казака Петра Николаева Цыганцева. Восприемники: «линейного Оренбургского батальона майор Сергей [Петров] [Черников] и вдова поручица Пелагея Стефанова Долгополова»[46]. 30 июня 1840 г. крестили рождённого в тот же день младенца Петра. Отец – «линейного Оренбургского батальона 1-й роты Фёдор Петров Куликов. Восприемники – «отставной 14-го класса Иван Карпов и уфимского казака Василия Михайлова Колокольцева жена Екатерина Леонтьева»[47].
В апреле от младенческой слабости скончалась пятимесячная дочь Варвара, «Уфимской станицы служащего казака Михайла Трофимова Елистратова»[48]. В мае похоронил дочь Евдокию 15 недель от роду «Уфимской станицы служащий казак Прохор Николаев Киржацкий»[49]. 4 ноября 1840 г. похоронил 18-летнюю дочь девицу Параскеву «Уфимской станицы служащий казак Василий Иванович Шапошников»[50]. 18 декабря 1840 г. «Уфимской станицы служащий казак Алексей Николаевич Киржацкий» похоронил дочь Матрону, умершую от «младенческой»[51]. Обряд совершили священник Иоанн Евфорицкий с дьяконом Иваном Орловским и пономарями Иваном Розановым и Николаем Дубровским.
Добавлю, что в 2023 г. была опубликована статья уфимского историка В. Н. Макаровой, в которой приведена исповедная роспись Троицкой церкви 1833 г. Среди прихожан упоминаются знакомые фамилии: Угличинин, Колокольцов, Вязмитин[52].
Последняя ревизская сказка Уфимской станицы[53]
Ценные сведения содержат материалы 8-й народной переписи (1834) из фонда Оренбургской казённой палаты[54]. На каждом развороте – надпись: «Ревизская сказка 1834 г. марта 29 дня Оренбургской губернии, города, уезда, станицы Уфимской». «Всего в сей ревизской сказке насчитывается наличных душ мужеска пола пятьсот сорок четыре и женска шестьсот шестьдесят две». Ниже – строка об атамане: «В том командующий станицей хорунжий Петр Степанов руку приложил»[55].
Ревизская сказка 1834 г. марта 29-го дня Оренбургской губернии города Уфы Оренбургского войска 3-го кантона Уфимской станицы казаков. Из фондов НАРБ.
Ревизские сказки содержат сведения не только о семейном положении казаков, но и данные, связанные с их перемещением по военной службе. Про главу семьи, казака Петра Андреева Шерстобитова, указано: «В 1812 году с войны не воротился». Известно, что «в трудное для России время Оренбургское казачье войско при всей малочисленности своего боевого состава, выделило до трёх тысяч человек для Отечественной войны, не смотря на усиленный расход по сторожевой службе края»[56].
Алексей, сын Василия Борисова Белышева, «выключен в 6-й Оренбургский казачий полк в 1819 году» (на момент предыдущей переписи «был в армии и воротился в 1817 году»). В 1819 г. были «выключены в конно-казачью артиллерию г. Оренбурга»: Степан — сын зауряд-хорунжего Ивана Никифорова Подставкина; Иван — первый сын Ивана Филиппова Углечинина, зауряд-хорунжего; Иван — второй сын Осипа Степанова Котловцева; Петр — сын Максима Филиппова Милеева; Григорий — сын Василия Андреева Мальханова; Илья Михайлов Елистратов. Ряды артиллерии в Оренбурге в 1823 г. пополнили Михаил — сын Дмитрия Егорова Сиверухина; в 1826 г. – Василий, сын урядника Савелия Николаева Юлаева; в 1828 г. – Лаврентий, брат Николая Гаврилова Чучина; в 1830 г.– Василий, сын Матвея Степанова Елистратова[57].
Ф. М. Стариков, рассказывая об этом наборе казаков в конно-казачью артиллерию[58], заметил: «…велено было выбирать людей из таких семейств, в которых по три брата[59], чтобы отвлечение на долгое время от хозяйства не могло расстроить его, а так же назначать бедных, не имеющих хозяйств вовсе».
Замечу, что переводы казаков из одной крепости в другую были нередки. Так, в Уфимскую станицу переведены: казак Пётр Шелаумов « Стерлитамакского уезда крепости Табынь» (1825); казак Клементий Казанцов «переведён из Верхоуральского уезда отряда Березовский» (1829); казак Василий Шарков «из крепости Нагайбацкой Белебеевского уезда» (1830) и др.
Состав казаков Уфимской станицы периодически пополнялся «солдатскими малолетками»[60]. Так, в 1816 г. в Уфимскую станицу был причислен Павел Васильев Селезнев, его имя встречаем уже среди великопетровцев под номером 55 в ведомости 1845 г. Интересный факт: в 1832 г. «по предписанию Г[осподина] генерала-майора фон Энгельгарда 4-го[61]» причислены в уфимские казаки из солдатских малолетков нерусские (татарские ?) семейства с детьми: Губейдулла Мухаметья[харов], Аскар Юмашев с двумя жёнами и сыновьями от второй жены; Хабидулла Аминев; Рахметбулла Юмашев c четырьмя малолетними сыновьями и дочерью. В колонке «Казачки» вписаны имена представительниц семейства отставного солдата Мухамеда Хусейнова: «...мать Мухараям, ... жены: 1-я Мирзада; 2-я Гулия; его же дочь Хаиранас»[62].
Заинтересовало упоминание о хорунжем Ларионе Ильине Фёдорове, 29 лет (1834), который был «причислен из воспитанников полковника Жмакина по повелению войсковой канцелярии в 1817 году»[63]. Полковник Илья Иванович Жмакин в 1836 г. командовал 7-й бригадой военных кантонистов[64]. Лариону в 1817 г. исполнилось всего 12 лет, вероятно, он был сиротой или сыном геройски погибшего в бою.
Приведу сведения о корнях нашей казачьей родословной[65] (выделены прямые предки). Савелий Николаев Юлаев: примерно 1773—1831, «урядник Уфимской станицы» (1831). Сыновья: Василий Савельев Юлаев: примерно 1805 – ?, «сын урядника Уфимской станицы» (1816); Михайла Савельев Юлаев: примерно 1807 – ?, «сын урядника Уфимской станицы» (1834); Николай Савельев Юлаев: примерно 1810—1827, «сын урядника Уфимской станицы» (1816). Ревизская сказка содержит сведения о трёх коленах в родословии Осинцевых. Выяснилось, что Иван Гаврилов Осинцев, 1775 г. р., был женат на Агафье, 1783 г. р. В 1804 г. у них родился сын Михайла, в ревизской сказке 1834 г. он упоминается как «казак Уфимской станицы». У него было два сына: Владимир, 1823 г. р., и Михаил, 1824 г. р.
Добавлю, что свыше 160 фамилий казаков Уфимской станицы по состоянию на 1816—1834 гг. приведены в справочнике исследователя В. В. Вишневского[66].
О переселении
Новое место проживания уфимских казаков будет находиться у Джабык-Карагайского бора и называться «место водворения № 5» или «станица Велико-Петровская». Стариков Ф. М. описал это место так: «…сосновый бор Джабык-Карагай, лежащий на водоразделе между реками Уралом и Тоболом, служил для киргиз, при угоне скота и при захвате прилинейных жителей, главным притоном, где они укрывались от преследовавших их казачьих отрядов…»[67].
Историк В. С. Кобзов указал причины переселения на Новую линию: «…Сразу решалось несколько проблем – отпадала необходимость выделения средств сменным командам, направляемым на кордонную службу из станиц, находившихся в районе Самары и Уфы. Жители пограничных станиц становились их же защитниками, что максимально сокращало время на приведение гарнизонов в состоянии боеготовности. Более результативными становился ответ на набеги и угоны скота»[68]. Если сформулировать кратко – «государственная необходимость».
Оказывается, активными противниками переселения были ельдякские казаки[69]. «За подачу прошения на «Высочайшее имя» казак Иван Александров был подвергнут штрафу, т. е. наказанию, препятствующему его возможному продвижению по службе и получению иных наград. «За подстрекательство одностаничников к отказу от переселения» были разжалованы урядники Забалуев и Гребенщиков»[70]. Далее: «Позднее в Ельдякскую был откомандирован командир Оренбургского тысячного казачьего полка подполковник И. В. Падуров[71]. Не без труда ему удалось сломить сопротивление казаков, и в августе – сентябре 1841 года они с семьями, скотом и имуществом двинулись на новые земли»[72]. Наверняка участь ельдякских казаков была хорошо известна уфимским семьям. Краевед И. Н. Верхотуров в книге «История села Великопетровка» писал: «Старики рассказывали, что переселение на Новую линию проводилось очень строго и круто. На сборы давали 24 часа. Хозяйки не успели вынуть калачи из печей, как все семьи погрузили на подводы и погнали за сотни верст в неведомые края»[73]. Для уфимских казаков начался новый период в их жизни, родиной для их детей и внуков станет уже Велико-Петровская станица...
«В последующие 10 лет земли Уфимской станицы перешли в другие ведомства. Например, в 1850-х гг. большая часть участков из земельных дач уфимских казаков, находящихся на берегу р. Уфа недалеко от её устья, официально перешла к 1-му Успенскому мужскому и 2-му Благовещенскому женскому монастырям и т. д.»[74].
Храм св. апостолов Петра и Павла. с. Великопетровка. 2021 г. Фото автора
Замечу, что к истории Велико-Петровской станицы имеет прямое отношение и расформирование Уфимского казачьего полка[75]. Решение было принято по ходатайству оренбургского военного губернатора В. А. Обручева. Личный состав полка был направлен на усиление Нижегородского драгунского полка, воевавшего на Кавказе. Походная церковь упраздненного Уфимского полка была направлена в Велико-Петровскую станицу, в первых метрических книгах 1846 г. указано её название «подвижная Петропавловская церковь»[76].
Несмотря на расстояние, связь с уфимскими родственниками сохраняется, что подтверждает запись № 25 от 26 марта 1850 г. о рождении Венедикта, сына урядника Степана Васильева Бахматова и Марьи Абрамовны. Восприемницей стала родная тётка – «города Уфы мещанина Ивана Петрова Серебрянникова жена Екатерина Абрамова»[77].
К сожалению, на карте современной Уфы нашлась лишь одна памятная метка «Казачий переулок»[78]. Уверена, что предки-казаки заслуживают большего в культурном пространстве города-юбиляра[79].
Памятник оренбургскому казачеству. г. Оренбург. Из открытых источников.
[1] 30 ноября 2020 г. президент России Владимир Путин подписал распоряжение о праздновании в 2024 г. 450-летия основания города Уфы. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46125
(дата обращения: 15. 05. 2023). Другое мнение о возникновении Уфы: Азнабаев Б. А. Уфимское дворянство в XVII — первой трети XVIII века. Уфа: Китап, 2022. С. 5 – 22.
[2] «Старшинство оренбургских казаков было установлено императорским Указом от 23 сентября 1912 года, по которому годом начала их службы надлежало считать именно 1574 г.». См.: Кортунов А. И. Народы Урала на службе в Оренбургском казачьем войске (XVIII-XIX вв.): монография. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. С. 24.
[3] Лобов Н. Г. Краткая записка о старшинстве Оренбургского казачьего войска, составленная отставным генерал-майором Лобовым на основании исторических материалов по приказанию Наказного атамана, генерал-лейтенанта Сухомлинова 15 декабря 1911 г. Оренбург, Типография А. Н. Гаврилова, 1911.
[4] Переселение уфимских казаков состоялось в 1842-43 гг. Центром Велико-Петровской станицы являлся пос. Великопетровский, сейчас – с. Великопетровка Карталинского района Челябинской области. См.: Новожилова Л. А. Метрические книги свидетельствуют... К истории Велико-Петровской станицы (1843—1919). Челябинск: Цицеро, 2016.
[5]ОГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6619. Л. 44-56. См.: Новожилова Л. А. Указ. соч. С. 290-296.
[6] Лобов Н. Г. Указ. соч. С. 3.
[7] Русское население Уфимского уезда в архивных документах XVII-XVIII вв. / cост. Друганкин С. В.). М., 2022. Кн. 1.
[8] Версия о принадлежности прямых потомков стрельца Антона Шелаумова к казакам Великопетровской станицы нуждается в проверке.
[9] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 6468. Л. 277. См.: Русское население Уфимского уезда... Кн. 1. С. 90.
[10] Датировка оригинала: «7175, в мая 29 день...».
[11] Позднее написание фамилии: Подставкин
[12] Позднее написание фамилии: Вязмитин, Вязмитинов.
[13] Похожие фамилии: Чучин, Чунин.
[14] Русское население Уфимского уезда... Кн. 1. С. 102.
[15] Там же.
[16] Гвоздикова И. М. Уфимские казаки // Башкирский край: сб. ст. Вып. 3. Уфа, 1993. С. 16.
[17] С 1739 г. – крепость Орская.
[18] Лобов Н. Г. Указ. соч. С. 6.
[19] Там же. С. 13.
[20] Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 17.
[21] Стариков Ф. М. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложеием статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамён и карты. Оренбург, 1891. С. 71. Впервые порядок и сроки отбывания военной службы оренбургскими казаками были регламентированы «Положением об Оренбургском казачьем войске» (12 дек. 1840).
[22] Игнатьев Р. Г. Собрание сочинений (уфимский и оренбургский период) / сост. М. И. Роднов. Уфа, 2013. Т. 8. С. 181.
[23] В третий кантон входили Уфимская, Красноуфимская, Елдякская, Нагайбакская, Бакалинская и Табынская станицы.
[24] Кортунов А. И. Народы Урала на службе… С. 169 -170.
[25] РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 3054. Л. 1-58.
[26] Андрей Андреевич Углицкий, временно исполняющий должность войскового атамана Оренбургского казачьего войска (1798—1808), генерал-майор. См. подробнее: Семёнов В. Г., Кобзов В. С. Углецкие (Углицкие) казаки // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 6. С. 672-673.
[27] Его нет в ведомости прихожан Петропавловской церкви первопоселенцев Велико-Петровской станицы (отряда).
[28] ОГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6619. Л. 44-56.
[29] В ревизской сказке Уфимской станицы 1834 г. фамилия написана как Осинцев: «зауряд-сотник Сергей Андреев Осинцев, 66 лет» (в 1816 г.), «помер в 1817 году». Источник: НАРБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 435. Л. 474 об.
[30] «Отметим, что по традициям уфимского казачества, существовавшим еще в первой половине XVIII в., в помощь вышестоящим чинам из числа рядовых выбирались капралы. Впоследствии капралов полностью заменили урядники». См.: Кортунов А. И. Вопрос землевладения и динамики численности уфимского казачества во второй половине XVIII – первой половине XIX в. // Вестник ТПГУ. 2015. № 9 (162). С. 153.
[31] По данным В. В. Вишневского, списки на переселение в архивах до сих пор не обнаружены.
[32] История Уфы: краткий очерк. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. С. 63.
[33] В 1930 г. Троицкая церковь была закрыта, в 1956 г. взорвана. Сейчас на этом месте Монумент Дружбы (1965).
[34] НАРБ. Ф. И. 294. Оп. 1. Д. 43.
[35] История храма // Храм Покрова Пресвятой Богородицы, г. Уфа. URL: http://pokrov-ufa.cerkov.ru/istoriya-xrama/ (дата обращения: 08. 05. 2023)/
[36] НАРБ. Ф. И. -294. Оп. 1. Д. 43.
[37] Там же.
[38] Новожилова Л. А. Указ. соч. С. 295.
[39] В Ведомости 1845 г. упоминаются Иван и Андрей Котловцевы (№ 18 и 19).
[40] НАРБ. Ф. И. — 294. Оп. 1. Д. 43.
[41] П. И. Бурцов в 1769 г. принял участие как депутат в заседаниях Уложенной Комиссии. Защищая права казаков, выступал в том числе и за то, чтобы «не отнимать право казачьей старшины приобретать дворовых людей»[41]. См.: Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 23.
[42] НАРБ. Ф. И-294. Оп. 1. Д. 50. К сожалению, времени для полного просмотра данной книги у автора статьи уже не было.
[43] НАРБ. Ф. И. 294. Оп. 1. Д. 17 А.
[44] Там же. Л. 13 об. – 14.
[45] Там же. Л. 18 об. –19.
[46] Там же. Л. 23 об. – 24.
[47] Там же. Л. 48 об. – 49.
[48] Там же. Л. 144 об. – 145.
[49] Там же. Л. 149 об. – 150.
[50] Там же. Л. 173 об. – 174.
[51] Там же.
[52] Макарова В. Н. Коллекция документов Троицкой церкви города Уфы в Национальном музее Республики Башкортостан // Генеалогия и архивы: материалы пятой Всерос. науч. -практ. конф. /сост., науч. ред. Н. А. Антипин. Челябинск, 2023. C. 93-107.
[53] Восьмая ревизия состоялась в 1833—1835 гг. по манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Девятая ревизия была намечена на 1850 г., когда казаков в Уфе уже не было.
[54] НАРБ. Ф. И. — 138. Оп. 2. Д. 435.
[55] Там же. Л. 491 об. – 492.
[56] Стариков Ф. М. Указ. соч. С. 95.
[57] Подробнее: Новожилова Л. А. Указ соч. С. 14 — 15.
[58] По данным Ф. М. Старикова, в 1827 г. две конно-артиллерийские роты были переименованы в № 8 и № 9, а в 1834 г. № 9 и № 10, которые составили конно-артиллерийскую бригаду Оренбургского казачьего войска.
[59] Данное правило подтверждается на примере трёх братьев Юлаевых.
[60] Солдатские малолетки – это потомки поселенных по Камской и другим линиям солдат; за ними это звание оставалось на всю жизнь.
[61] Энгельгардт 4-й Адам Григорьевич (Адам Георг; 1777 — 9.08.1834), военный деятель, участник русско-французской, русско-турецкой (1828—29) войн, генерал-майор (1830). С 1831 г. командующий Оренбургским казачьим войском. См. подробнее: Кобзов В. С., Семёнов В. Г. Энгельгардт 4-й Адам Григорьевич // Челябинская область: энциклопедия. Т. 7. С. 511.
[62] В ведомости 1845 г. указаны имена прихожан православного вероисповедания станицы Велико-Петровской. Татарские семьи, скорее всего, в число переселенцев не вошли.
[63] НАРБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 435. Л. 488 об. — 489.
[64] С 1805 года воспитанники военно-сиротских отделений получили официальное название кантонистов. См. подробнее: Семёнов В. Г., Семёнова В. П. 2-й Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы. Оренбург: Оренбургское книжное издательство имени Г. П. Донковцева, 2022. С. 23.
[65] Сведения по двум родам – Осинцевых и Юлаевых, — связанных с Уфимской станицей уточнялись генеалогом- исследователем Г. А. Дружининой, родной сестрой автора статьи
[66] Вишневский В. В. Справочник фамилий Оренбургского казачьего войска, а также причисленных к нему территорий и сословий. 1816—1850 гг. М.: Издательские решения, 2021. С. 27-28. Источник: НАРБ Ф. И. -138. Оп. 2. Д. 435. Л. 427-492; НАРБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 439. Л. 1-70.
[67] Стариков Ф. М. Указ. соч. С. 104.
[68] Кобзов В. С. Казачий род Шеметовых // Генеалогия и архивы: материалы регион. науч. -практ. конф. / сост., науч. ред. Н. А. Антипин. Челябинск, 2019. С. 74.
[69] Александровский отряд был основан ельдякскими казаками-переселенцами в 1837 году.
[70] Кобзов В. С. Указ. соч. С. 76.
[71] Падуров (Падоров) Иван Васильевич (1798—1859) – наказной атаман (1852—1859), участник русско-турецкой войны (1828-29), генерал-майор (1852). См. подробнее: Кобзов В. С., Семёнов В. Г. Падуров (Подуров) // Челябинская область: энциклопедия… Т. 5. С. 16.
[72] Кобзов В. С. Указ. соч. С. 76.
[73] Верхотуров И. Н. История села Великопетровка. Карталы, 2000. С. 9.
[74] Кортунов А. И. Казачество Башкирского края в XVII-XIX вв.: численность, состав, землевладение // История и развитие казачества в Башкортостане. Материалы круглого стола 22 сентября 2018 года. Уфа: УНИКУМ, 2018. С. 40.
[75] Уфимский казачий полк сформирован в 1841 г. на основе 1-го Оренбургского казачьего полка (создан в 1835). Назван по месту расквартирования, версия В. С. Кобзова – в память об уфимских городовых казаках. См. подробнее: Рахимов Р. Н. Отдельный Оренбургский корпус: проекты и реалии воюющей окраины в Николаевскую эпоху // Русский сборник: Исследования по истории России. М., 2009. Т.VII. C. 165-190. Режим доступа: https://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Raximov_00.pdf (дата обращения: 29.05.2023)
[76] ОГАОО. Ф. 173. Оп. 11. Д. 1666. Л. 120.
[77] ОГАОО. Ф. 173. Оп. 11. Д. 1774. Л. 13 об. – 14.
[78] Для сравнения: на карте города есть проспект Салавата Юлаева; улица Салавата; сквер Салавата Юлаева; памятник Салавату Юлаеву и т. д.
[79] Надеюсь, что в Музее истории г. Уфы появится раздел экспозиции, посвященный уфимским казакам.